по названию
по описанию

 

Интернет-магазин оборудования для спутникового телевидения www.agsat.com.ua: спутниковые HDTV ресиверы Dreambox, GI, Openbox, Vu+.

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  • Вступление.
  • Сколько времени потребуется на учебу?
  • С чего начать?
  • Как наращивать скорость приема?
  • Как правильно установить и отрегулировать телеграфный ключ?
  • Как правильно передавать ключом Морзе?
  • Как тренироваться в передаче простым ключом?
  • Что такое полуавтоматический телеграфный ключ?
  • Манипулятор ключа.
  • Электронная часть ключа.
  • Где устанавливать манипулятор полуавтоматического ключа?
  • Как правильно работать на полуавтоматическом ключе?
  • Что такое "ямбический ключ"?
  • Литература.
  • Ресурсы интернета.
  •     В сущности, "выучить морзянку" - это всего лишь твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры и научиться ритмично воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Никаких особых способностей для этого не требуется. Как и при любой учебе, самое главное - ваша настойчивость и регулярность занятий.

        Многие радиолюбители работают в эфире со скоростью 100 - 150 знаков в минуту, а некоторые способны принимать и передавать до 250 - 300 знаков в минуту. Всё это достигается тренировкой. Во время связи радиолюбители обычно записывают только ту часть информации, которую им нужно сохранить, а большую часть передач воспринимают без записи, непосредственно на слух, как обычную речь. Для передачи с большими скоростями вместо простого ключа Морзе часто используют полуавтоматический или (реже) клавиатуру, однако прием ведут все равно на слух - это намного надежнее и удобнее, чем с помощью любых декодирующих устройств.

        Лучше всего обучаться и тренироваться с помощью компьютера под руководством опытного радиста или радиолюбителя, но вполне можно делать это и совершенно самостоятельно. В интернете можно найти много разных учебных и тренировочных программ (для этого достаточно провести поиск, например, по ключевому слову "morse"). Попробуйте разные программы, не ленитесь внимательно изучить все те рекомендации, которые обычно к ним прилагаются.

    Сколько времени требуется для освоения азбуки?

        Нормальный режим занятий - 3 - 4 раза в неделю по 1,5 - 2 часа в день (уроками минут по 25 - 30, с перерывами). Еще лучше - каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум - 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 - 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд.

        При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40 - 60 знаков в минуту (с записью принятого) осваивается примерно в течение месяца (а иногда и значительно быстрее).

        Самое главное - это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Отключайте телефон и всё остальное, что может помешать. Если Вы знаете, что ближайший месяц будет слишком сильно загружен, то лучше отложите начало учебы на другое время. Но если уж взялись - то не отступайтесь, и тогда успех обязательно придет. К тому же, изучение "морзянки" может оказаться неплохим способом снятия стресса от забот и хлопот трудового дня.

        Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти очень легко, и приходится вновь начинать почти все сначала. Причиной неудач является именно нерегулярность занятий.

        В то же время, когда "морзянка" полностью и надежно освоена, она не забывается (точно так же, как умение ездить на велосипеде) и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться - и все прежние навыки восстанавливаются.

        Нет людей, которые не могли бы освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70 - 90 знаков в минуту. От способностей, возраста и состояния здоровья зависит только требуемое на это время - от 2 до 6 месяцев.

    С чего начать?

        Начинать следует только с приема. Обучаться передаче ключом следует после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

        Скорость передачи компьютером отдельных знаков (букв и цифр) нужно установить такую, при которой стандартные тексты могли бы передаваться со скоростью около 70-100 знаков в минуту (или около 18-25 слов "Paris" в минуту, т.е. 18-25 WPM):

    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S
    T U V W X Y Z 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 = / , ?
    однако скорость передачи одного знака за другим (то есть реальную скорость передачи) следует установить сначала не более 10-15 знаков в минуту (около 2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

        С самого начала нужно запоминать звучание комбинаций коротких и длинных звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там "точек и тире". Ни в какие таблицы с точками и тире даже не заглядывайте.

        Существует также методика запоминания телеграфной азбуки с помощью так называемых словоформ, или "напевов". Подбирают такие слова или фразы, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных "морзянкой". Например, буква G = "Гаа-гаа-рин", буква L = "лу-наа-ти-ки", M = "маа-маа" и т.п.
        Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Недостатков значительно больше. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать сколько-нибудь осмысленные словоформы, тем более - начинающиеся с того самого знака, который они должны напоминать. Если пытаться придумывать какие-то искусственные "слова" или фразы, а тем более - начинающиеся не с той буквы или цифры, то учащемуся приходится запоминать еще одну лишнюю "азбуку". Во-вторых, при распознавании услышанного знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам разученную словоформу, и только после этого словоформу переводить в соответствующий знак. Даже при быстром произношении или мысленном воспроизведении словоформ, они звучат намного медленнее, чем реальная "морзянка", передаваемая с очень низкой скоростью. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приёма. Поэтому я не могу рекомендовать эту методику. Однако можно в крайнем случае воспользоваться и ею, но только частично, если мелодию одного или нескольких знаков телеграфной азбуки никак не удаётся запомнить, или если пара каких-то сходно звучащих знаков постоянно путается.

        Согласно одной из легенд, метод словоформ был изобретён (или стал широко применяться) во время второй мировой войны, когда потребовалось в срочном порядке, без всякого отбора по профпригодности, подготавливать десятки тысяч "одноразовых" радистов для низовых сетей связи (на уровне взвода и роты). При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить "морзянку" на минимальном уровне, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили более тщательно - без словоформ.

        Итак, повторю еще раз: запоминайте звучание звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных мелодий и никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там "точек и тире"!

        Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а лучше - в основном за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

        За один день рекомендуется выучивать сначала по 5-7 букв, а к концу алфавита - по 3-4 буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна. По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке - D, I, M, O, V, затем - H, K, N, W, Z - B, C, J, R - L, U, Y - P, Q, X. По другой методике - сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее - A, U, V, W, J - N, D, B, G - R, L, F - K, Y, C, Q - P, X, Z.

        Если осваивать буквы в соответствии с частотой их использования, например, в английском языке, то уже на самом начальном этапе учебы из них можно будет составлять много разных слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S - R, H, L, D, C - U, M, F, P - G, W, Y, B - V, K, X - J, Q, Z.

        К цифрам приступают после всех букв (сначала четные и ноль, затем - нечетные). Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок. Отвлекаться на изучение дополнительных букв национальных алфавитов (русского, немецкого и др.) пока не следует. Для начала важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

        Специальной азбуки Морзе для латышского языка не существует, поэтому диакритические знаки (знаки мягкости и долготы) при передаче просто игнорируются. В тех случаях, когда долгота гласной существенно важна для передачи смысла слова или фразы, эту букву передают дважды.

        На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем - из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

        Добавлять новые знаки следует только после того, как будет достаточно надежно освоен прием уже изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать - в одних тренировках на компьютерной клавиатуре, в других - от руки на бумаге. Пишите некрупными строчными буквами, хорошо заточенным мягким простым карандашом или легко пишущей шариковой ручкой. Вполне нормально, что сначала будет довольно много ошибок и пропусков.

        Чтобы сигналы телеграфной азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, везде, где позволяет обстановка, насвистывать или напевать их (например, делая какую-нибудь простую физическую работу, или, идя по улице и увидев вывеску либо номер автомашины, старайтесь вспомнить и воспроизвести, как должны звучать "морзянкой" разные буквы и целые слова).

        Иногда, после того как пройдено около 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением каждого нового знака возникает всё больше ошибок при приеме. Это вполне естественно, так как теперь набор знаков становится более разнообразным. Выход из положения прост - нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем - тренироваться в приеме уже всего алфавита.

        Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться как можно быстрее развить и закрепить успехи. Как только Вы разучили все буквы и цифры, начинайте пытаться "вылавливать из эфира" хотя бы некоторые из них в передачах медленно работающих любительских радиостанций (это будет получаться не сразу!).

        В то же время, пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Все люди разные от рождения, у каждого свой собственный, генетически обусловленный жизненный ритм и скорость восприятия новых навыков. Соревнуйтесь пока только с собой.

    Как наращивать скорость приема?

        После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего - внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 знакам в минуту (14-16 WPM), а в дальнейшем - и выше. Допустимо также временно уменьшить "сжатость" знаков (но не ниже 16 WPM), чтобы сблизить скорость их передачи со скоростью подачи текстов, при которой Вы в состоянии их записывать (пусть пока еще и с ошибками). Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу - коротких), а также из трех- пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на передачу каждой, выходило сначала около 2...3 минут, а в дальнейшем, с повышением вашей натренированности - и до 4...5 минут.

        Старайтесь записывать слова и группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк или оставте пробел), но не задерживайтесь и не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

        Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V и 4 или B и 6), то нужно использовать попеременно два способа: 1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков; 2) временно исключать из текстов по одному знаку из каждой пары путающихся. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день - наоборот.

        Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если ошибок в контрольных текстах не более 5 процентов и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

        Для тренировок можно использовать и магнитофон. Попросите кого-либо из знакомых радиолюбителей подготовить несколько кассет с записями различных текстов - несмысловых (буквы и цифры в произвольном порядке группами по 3 и группами по 5 знаков; в начале обучения - только с теми знаками, которые уже освоены) и смысловых (слова, кодовые выражения, образцы типовых радиосвязей) с различными скоростями передачи. Желательно, чтобы к аудиозаписям были точные распечатки содержания - для проверки того, что Вы примете.

        Полезное упражнение - прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

        Старайтесь делать свои тренировки разнообразными - варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени полезно пробовать делать скоростные "рывки" - например, принимая небольшой текст из коротких групп, составленных из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

        Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, желательно начать постепенный переход к записи принятого с отставанием на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего - это помогает наращивать скорость приема. Опытные радисты при больших скоростях передачи текстов обычно записывают их с отставанием на несколько знаков и даже на несколько слов.

        Тогда же нужно приступить к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала при приеме без записи попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде "бегущей строки" из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся короткие слова и кодовые выражения следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

        Специально для тренировки в приеме текстов регулярно ведёт передачи центральная радиостанция Американской радиолюбительской лиги W1AW. Довольно мощные сигналы этой cтанции обычно бывают хорошо слышны у нас на частотах 7047,5, 14047,5, 18097,5 и 21067,5 кГц (в зависимости от прохождения). Как правило передаются отрывки статей из журнала "QST".
        Расписание этих передач на зимний период следующее:

               UTС    вид    дни недели
    
              00:00   CWs  Mon, Wed, Fri 
              00:00   CWf  Tue, Thu
              03:00   CWf  Mon, Wed, Fri 
              03:00   CWs  Tue, Thu
              14:00   CWs  Wed, Fri 
              14:00   CWf  Tue, Thu 
              21:00   CWf  Mon, Wed, Fri 
              21:00   CWs  Tue, Thu
    
        Обозначения в таблице:
    CWs = медленные передачи (slow) = 5, 7, 10, 13 и 15 WPM
    CWf = быстрые передачи (fast) = 35, 30, 25, 20, 15, 13 и 10 WPM
        Дни недели здесь указаны по EST - стандартному времени восточного побережья США (UTC минус 5 часов). Полное расписание работы W1AW можно найти по адресу www.arrl.org/w1aw.html.

        Очень хорошая, свободно распространяемая программа для тренировки в "схватывании налету" передач с большой скоростью - "RUFZ" (от немецкого слова Rufzeichen - позывной, т.к. автор программы - немецкий радиолюбитель DL4MM). Она проста в использовании и работает под DOS на любом, самом примитивном компьютере.

        Компьютер через громкоговоритель передает Вам какой-нибудь из нескольких тысяч любительских позывных, хранящихся в соответствующем файле программы. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема (или целиком, если записываете на бумаге) и нажимаете "Enter". Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию - 50), игра завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано (кстати, проводятся даже соревнования - кто наберет больше очков).

        В ранних версиях программы (первой и второй) можно легко редактировать файл с набором позывных, можно заменить их словами, кодовыми выражениями или просто отдельными буквами и группами. В третьей версии такой возможности нет, но зато можно изменять по своему вкусу звучание (через звуковую карту компьютера) и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с "RUFZ" очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

    Как правильно установить и отрегулировать телеграфный ключ?

        Во-первых, нужно приобрести или сделать самому надежный и удобный ключ с хорошими контактами, с легким ходом без люфта и с рукояткой по своей руке.

        Желательно, чтобы коромысло ключа было жестким и достаточно длинным (14…17 см). У стандартных ключей подвеска оси коромысла обычно бывает на кернах. Керны нужно тщательно отрегулировать и зафиксировать контргайками, чтобы не было никакого люфта, но вертикальный ход должен оставаться очень легким. Наилучший способ подвески - на прецизионных миниатюрных шариковых подшипниках. Пружина должна быть натянута минимально, лишь настолько, чтобы ключ только не замыкался сам. Хорошо работают ключи, у которых вместо пружины используется небольшой магнит. Вертикальный ход рукоятки (головки) ключа сначала должен быть около 1,5...2 мм, а когда скорость передачи будет доведена до 50 знаков в минуту, то его следует уменьшить до 1…0,8 мм. Рабочий контакт должен четко, без дребезга, замыкаться при нажатии на головку ключа с силой около 20...30 г. Контакты нужно регулярно чистить. Обычно это делают, протягивая между ними полоску плотной бумаги и одновременно нажимая на головку ключа.

        Во-вторых, место установки ключа нужно очень тщательно подобрать так, чтобы при длительной работе на передачу не уставала рука, да и всё тело. Сядьте за своим рабочим столом прямо, расправьте плечи. Спина прямая, удобно опирается на спинку стула, а правая рука согнута в локте под прямым углом - плечевая часть руки свободно спускается вертикально вдоль бока, а предплечье и кисть - горизонтальны (как если бы они лежали на удобном подлокотнике). Кисть руки, скорее всего, окажется приблизительно над срединой правого края Вашего правого бедра. Это и будет наиболее удобное место, где лучше всего могла бы находится рукоятка ключа. Оптимальное место крепления ключа окажется, по-видимому, ниже поверхности стола. Если разница высоты невелика, то ключ можно установить прямо на краю стола.

    YL3GFM за ключом. Посадка не идеальная, т.к. ключ установлен несколько выше, чем нужно. 
.jpg (16 KB)

        Если стол высокий, то лучше прикрепить под столешницей что-то вроде полочки или консоли для ключа. При этом вокруг головки ключа должно быть достаточно много свободного пространства, чтобы ничто не стесняло движений руки. В любом случае нужно, чтобы опора была твердой и совершенно устойчивой, а ключ к ней хорошо прикреплен (бывает удобно пользоваться винтовой струбцинкой). Скорее всего, место установки ключа понадобится неоднократно уточнять в процессе тренировок, добиваясь наибольшего удобства.

    Как правильно передавать ключом Морзе?

        Головку ключа равномерно охватывают тремя пальцами (большим, указательным и средним) - не слишком сильно, но цепко, не выпуская её в процессе передачи. Большой и средний пальцы охватывают по бокам нижнее скругление головки, кончик указательного находится посредине дальней от Вас кромки верхнего скругления головки. Безымянный палец и мизинец должны быть слегка поджаты к ладони. Локоть, предплечье, запястье, кисть руки и коромысло ключа должны находиться на одной прямой горизонтальной линии. (Всё это выполнить намного проще, чем описать!)

    Правильная хватка.jpg (14 KB)

        В исходном положении вся рука от локтя до кисти должна слегка оттягивать головку ключа вверх, но не должна быть изогнута в лучезапястном суставе. В процессе передачи вертикальные движения должны обязательно осуществляться по всей длине руки от локтя до кисти. Запястье должно оставаться не напряженным, а эластичным, и, слегка прогибаясь вверх и вниз в пределах 3…4 см, исполнять роль только амортизатора, но не источника колебаний. Отжатия должны осуществляться движением предплечья вверх, а не силой пружины ключа.

    Приемы работы на ключе Морзе.
    cw1_t.jpg (1615 bytes) cw2_t.jpg (1595 bytes) cw3_t.jpg (1596 bytes) cw4_t.jpg (1590 bytes) cw5_t.jpg (1643 bytes) cw6_t.jpg (1572 bytes)
    Исходное положение Нажатие Отжатие Отжатие Нажатие Нейтральное положение
    Кликните по миниатюре, чтобы увеличить изображение в новом окне.

        Нажатия и отжатия нужно осуществлять быстрыми, энергичными движениями, они должны сопровождаться четким и одинаковым по силе стуком рабочего и противоположного контактов.

    Как тренироваться в передаче простым ключом?

        Тренировки начинают с отработки ритма, передавая несколько раз по 40-90 секунд непрерывные серии коротких и серии длинных посылок (нажатий), стараясь удерживать стабильный темп и соотношение длительностей нажатие/отжатие 1:1 - в первом случае, а во втором - 3:1. Если есть возможность, эти упражнения хорошо делать в такт с метрономом. Затем переходят к передаче серий из последовательно чередующихся коротких и длинных посылок, а только после этого - к передаче сигналов азбуки Морзе.

        Ни в коем случае нельзя торопиться, внимание должно быть сосредоточено не на скорости, а прежде всего - на ритмичности и четкости Вашей передачи. Скорость придет постепенно, в процессе тренировок. Длительность звучания коротких посылок ("точек") и пауз между посылками одного знака должны быть равными. Длинные посылки ("тире") и паузы между буквами должны быть втрое, а промежутки между словами - в пять-семь раз продолжительнее "точек".

        Перед каждой тренировкой, чтобы "настроиться" на правильный ритм, полезно послушать высококачественную передачу (компьютер или магнитофонную аудиозапись) с заведомо стандартными соотношениями длительности всех элементов азбуки Морзе именно на такой скорости, с которой Вы сами намерены передавать. Время от времени можно упражняться, передавая ключом в унисон со звучанием стандартной передачи (для этого нужно, конечно, заранее  подготовить распечатку ее текста).

        Для тренировок заранее подготавливайте соответствующие тексты (из расчета на 3-4 минуты передачи каждый). Лучше всего, если они напечатаны или четко написаны от руки достаточно крупными заглавными буквами. Стандартные тренировочные радиограммы (несмысловые) обычно состоят из пятизначных групп, по пять групп в строке, и передаются в том же порядке, как и обычный текст, т.е. строка за строкой. Смысловой текст для тренировки в передаче подойдет из любой газеты или книги с крупным латинским шрифтом. Время от времени в качестве текстов для передачи неплохо пользоваться также таблицами телеграфных кодов и сокращений - попутно они будут запоминаться.

        Если при передаче текста произошла ошибка, следует передать серию не менее чем из семи "точек" и повторить полностью все слово или группу знаков сначала.

       После передачи каждого текста (3-4 минуты) давайте руке расслабиться и отдохнуть около минуты. Опытные радисты в состоянии вести передачи ключом часами почти без перерывов, но это достигается только длительными тренировками. Увеличивать нагрузку следует очень постепенно. Не следует тренироваться после тяжелой физической работы.

        Качество своей передачи контролируют на слух, включив в цепь ключа любой простейший звуковой генератор. Можно также записывать передаваемые вами сигналы на магнитофон, чтобы затем послушать их еще раз, как бы со стороны. Время от времени полезно вести контроль и визуально, используя осциллограф с достаточно большим послесвечением и медленной (несколько секунд) разверткой, Y-вход которого можно подключить параллельно выходу звукового генератора или магнитофона. На экране будут хорошо видны все отклонения от стандартных соотношений длительности посылок и пауз.

        Когда будут достигнуты достаточный автоматизм и стабильно хорошее качество, нужно приступить также и к тренировкам по передаче слов, фраз и кодовых выражений без написанного текста - прямо "из головы".

        На следующем этапе желательно довести до автоматизма передачу стандартных вариантов любительской радиосвязи - так, чтобы в дальнейшем, при реальной работе в эфире, Вам не требовалось каждый раз задумываться о простейших процедурах.

    Что такое полуавтоматический телеграфный ключ?

        Полуавтоматические телеграфные ключи появились в конце XIX века еще на проводных линиях связи. Это были механические устройства с маятниковым вибратором, который обеспечивал автоматическую передачу серии "точек", а "тире" обычно формировали почти так же, как на простом ключе Морзе - вручную, по отдельности.

        Самая популярная модель была разработана и выпущена американской фирмой "Vibroplex", поэтому вообще ключи такого рода часто называют виброплексами. Эта фирма существует по сей день и продолжает успешно производить и продавать всё те же телеграфные ключи.

        Примерно с середины прошлого века стали широко использоваться так называемые электронные полуавтоматические ключи. Такой ключ состоит из манипулятора и электронного блока. Манипулятор - это, в сущности, переключатель с двумя контактами, замыкающимися при небольшом отклонении его рукоятки вправо и влево от нейтрального положения. Электронный блок обеспечивает в выходной цепи последовательности коротких или длинных посылок заданной длительности при замыкании соответственно правого или левого контактов манипулятора. Его основу обычно составляют тактовый генератор прямоугольных импульсов и простая логическая схема. В состав этого блока входят также выходные цепи (реле) для управления передатчиком и звуковой генератор для самопрослушивания передачи.

    Манипулятор полуавтоматического электронного ключа

        Манипуляторы электронных ключей бывают очень разнообразных конструкций.

        Рукоятка может быть одинарная, общая для обоих контактов, или сдвоенная - из двух половинок, расположенных параллельно - каждая для замыкания своего контакта. С одинарной рукояткой бывает сложнее добиться четкой работы манипулятора - после нажатия в одну из сторон, возвращаясь в нейтральное положение, такая рукоятка может по инерции отклониться дальше и замкнуть противоположный контакт.

        В самом примитивном виде это может быть упругая пластинка, например, кусок полотна от слесарной ножовки, одним концом прикрепленная к вертикальной стойке на горизонтальном основании (дощечке), а на другом конце имеющая небольшую плоскую рукоятку и пару контактов с обеих сторон. Таким же образом можно соорудить за полчаса из подручных материалов и вполне работоспособный сдвоенный манипулятор.

        Требования к манипулятору полуавтоматического ключа во многом сходны с требованиями к простому ключу Морзе - отсутствие люфтов, хорошие контакты и очень легкий рабочий ход. Главное отличие в том, что нажатия производятся в горизонтальной плоскости поочередно большим и указательным пальцами, а физические усилия здесь намного меньше.

        Типичные параметры манипулятора (ориентировочно):
    1) габариты рукоятки:
        -длина: 30...50 мм (по горизонтали);
        -ширина: 20...35 мм (по вертикали);
        -толщина: одинарной 4...8 мм, сдвоенной 10...15 мм;
        -высота нижнего края над поверхностью стола: 7...15 мм;
    2) горизонтальный ход (от нейтрали до контактирования в обе стороны): по 0,6...1,2 мм;
    3) усилие, необходимое для контактирования: 10...15 граммов;
    4) устойчивость к перегрузкам при усилиях, приложенных к рукоятке в любом направлении, не менее 3 кгс;
    5) материал рукоятки: лучше всего эбонит или твердые породы дерева.

        Манипулятор должен давать оператору четкое тактильное ощущение моментов контактирования. И еще, что не менее важно, - он должен быть просто красивым. Ведь он у вас будет всё время на виду.

    Электронная часть ключа.

        Электронная часть ключа обычно оформляется в виде отдельной от манипулятора конструкции. Часто этот узел бывает встроен прямо в передатчик. Во всех случаях нужно, чтобы ручка регулятора скорости (периода работы тактового генератора) находилась в удобном месте, так как часто приходится изменять скорость прямо во время передачи. Стандартное отношение длительностей "точек" и "тире" равно 1:3. Некоторые операторы предпочитают, чтобы "тире" формировались чуть более растянуто, длительностью до 3,3...3,5 длительности "точки", но это не рационально при высокой скорости передачи. Длительность пауз между посылками внутри каждого знака должна автоматически обеспечиваться равной длительности "точек". Эти соотношения должны сохраняться в сигналах, излучаемых в эфир, поэтому иногда приходится корректировать параметры цепей манипуляции передатчика, добиваясь, в частности, одинакового времени задержки переднего и заднего фронтов радиоимпульсов телеграфных посылок. Паузы между знаками, по длительности равные одному  "тире", а между словами - двум "тире", должен выдерживать сам оператор. По мере надобности он может варьировать их в процессе передачи (можно делать паузы  немного больше стандартных, но не меньше!).

        Электронным ключом невозможно передавать без одновременного прослушивания передаваемых сигналов (то есть постоянно должна присутствовать обратная связь между движениями руки и выходными сигналами ключа). Поэтому при разработке электронной схемы нужно учесть, что в начале передачи очередного знака тональный сигнал самопрослушивания должен появляться не позднее, чем через 5...7 миллисекунд, считая с момента первого замыкания контактов манипулятора.

        Хорошо также, если схема обеспечивает запоминание одного нажатия каждого из контактов, если оно произошло, когда еще не закончилась передача посылки, вызванной замыканием противоположного, и, по окончании передаваемой посылки, выдает после стандартной паузы посылку, соответствующую "запомненному" нажатию (так называемая "память точки"). Однако эту дополнительную автоматику лучше использовать не с самого начала тренировок, а на более позднем этапе, когда уже будет надежно достигнута скорость передачи свыше 60-80 знаков в минуту.

    Где устанавливать манипулятор полуавтоматического ключа?

        Манипулятор ключа должен находиться именно там, где это удобно оператору, а не наоборот. Сядьте за столом так, как Вам удобно, правую руку свободно положите пред собой локтем и всем предплечьем на стол. Кисть руки должна естественно лежать на столе, большой и указательный пальцы слегка вытянуты, а остальные слегка подобраны к ладони. Манипулятор установите на столе так, чтобы его рукоятка пришлась посредине между концами большого и указательного пальцев. В процессе тренировок уточните наиболее удобное место установки манипулятора.

        В любом случае стол должен быть устойчивым, а манипулятор надежно зафиксирован на его поверхности. Чаще всего стараются сделать основание манипулятора массивным (например, из стальной или бронзовой пластины массой до 1…1,5 кг) и дополнительно прилепляют его к поверхности стола небольшими кусочками пластилина (лучше - пластичным резиноподобным герметиком, т.к. он не оставляет следов).

    Как правильно работать на полуавтоматическом ключе?

        В отличие от работы на простом ключе, физические усилия при работе на полуавтоматическом требуются намного меньшие. Правая рука (у левшей- соответственно, левая) должна совершенно свободно лежать на столе всем предплечьем в таком положении, которое Вам удобно. Манипуляция осуществляется не всей рукой, а только кистью, главным образом - большим и указательным пальцами. Остальные пальцы свободно лежат на столе, слегка подогнутые под ладонь. Не нужно удерживать рукоятку манипулятора всё время. В исходном положении между пальцами и рукояткой может быть небольшой зазор. Пальцы не должны быть напряжены и начинают движение немного "с размаху" только тогда, когда нужно сделать нажатие в ту или другую сторону.

    Приемы работы на полуавтоматическом электронном ключе.
    cwa1_t.jpg (1590 bytes) cwa4_t.jpg (2212 bytes) cwa6_t.jpg (1523 bytes) cwa5_t.jpg (1566 bytes) cwa2_t.jpg (1747 bytes) cwa7_t.jpg (1482 bytes)
    Кликните по миниатюре, чтобы увеличить изображение в новом окне.

        Нажатием в какую сторону должны передаваться "точки", а в какую - "тире"? У механического полуавтомата для передачи серии "точек" требуется резкое нажатие с некоторым усилием, чтобы привести в действие маятниковый вибратор, а длительность каждого "тире" целиком обусловлена нажатиями контакта другим пальцем. Поэтому на виброплексе "точки" обычно предают более сильным большим пальцем, а "тире"- указательным. С электронным ключом ситуация иная - усилия нажатий в обе стороны одинаковы и невелики, а указательный палец, как более подвижный, больше подходит для передачи коротких "точек". Однако никто еще не доказал и не опроверг преимуществ или недостатков "правостороннего" или "левостороннего" движения, так что при работе на электронном ключе это не имеет существенного значения и является только делом привычки.

        Когда-то некоторые радиолюбители предлагали вести передачу на полуавтоматическом ключе левой рукой. Они мотивировали свое предложение тем, что если в правой руке всегда карандаш, то  можно оперативнее переходить от передачи к записи принятого, и наоборот. Предложение получило некоторое распространение лет двадцать пять назад, но ожидаемый эффект никем не был подтвержден. На практике гораздо удобнее большую часть времени левую руку держать в зоне расположения основных органов управления радиостанцией (в том числе и регулятора скорости ключа), а правой - попеременно вести записи и передавать. Многие из тех, кто ведет аппаратный журнал все еще на бумаге, а не на компьютере, и во время передачи оставляют карандаш в руке, а не кладут его на стол. Вообще, это тоже главным образом дело привычки. Когда одна из рук хорошо "обучена" передавать, то при желании легко научиться это делать и другой. Для этого приходится реверсировать подключение контактов манипулятора, чтобы "точки" и "тире" передавались одноименными пальцами другой руки (движения рук симметричны).

        Методика тренировок такая же, как и на простом ключе, за исключением "разминки" - передача длинных серий "точек" и "тире" в начале тренировки здесь не требуется. Можно сразу отрабатывать передачу с небольшой скоростью отдельных букв и цифр, переходя от простых к сложным, а когда это будет освоено - к передаче различных текстов.

    Что такое "ямбический ключ"?

        Ямбическим ключом  (iambic keyer) называют электронный ключ, отличающийся от обычного полуавтоматического только тем, что при замыкании обоих контактов манипулятора он формирует на выходе серию следующих поочередно коротких и длинных посылок. Разумеется, манипулятор такого ключа должен быть со сдвоенной рукояткой и независимо действующими правым и левым контактами. 

        Таким образом, чтобы, например, передать букву С (латинскую), оператору достаточно только сжать пальцами рукоятку манипулятора на нужное время, то есть сделать лишь одно движение вместо четырех, как на обычном полуавтомате. Экономия движений получается и на других знаках, где "точки" и "тире" перемежаются (например, буквы P, Q, Y, X). Однако опыт лучших радистов-скоростников не выявил какой-либо заметной разницы в результатах у приверженцев ямбического и обычного режимов работы.

        Работа на ямбическом ключе несколько отличается от обычной, так что при переходе от одного к другому приходится переучиваться. До тех пор, пока не накоплен значительный опыт работы на том или ином ключе, способ передачи лучше не менять. Ямбический ключ можно использовать для передачи обычным, "неямбическим" способом, если пользоваться одинарным манипулятором или сдвоенным, но отрегулированным так, чтобы его противоположные контакты не могли замыкаться одновременно.       

    Литература:

    Ю. Балтин. Старый друг лучше новых двух. Радиолюбитель КВ и УКВ № 2, 2000 г. стр. 4-6
    Л. Орик. Вы можете принимать 150 знаков в минуту! Радиолюбитель КВ и УКВ № 7, 2000 г. стр.12-13
    Ю. Балтин. Еще кое-что о "морзянке"… Радиолюбитель КВ и УКВ № 11, 2000 г. стр.4-6
    С. Попов. Как я обучал жену телеграфной азбуке. Радиолюбитель КВ и УКВ № 2, 2001 г. стр. 6
    Д. Шарле. Автор азбуки Морзе. Мир связи. Connect! № 4 за 2001 г. стр. 118-123

    Рекомендуем посетить наш магазин

    Разработано Ext-Joom.com

    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования РадиоКОТ - популярно об электронике. Авторские схемы, новые разработки. Обучение по электронике, микроконтроллерам, ПЛИС. Форум
       
    Вся информация, предоставленная на данном ресурсе разрешена к ознакомлению детям школьного возраста. Все практическое использование связанно с повышенной электрической опасностью и разрешено детям только под присмотром родителей.